И.С. Бортников. «Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей»

И.С. Бортников. «Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей»

Какие замечательные слова, и какой глубокий смысл в них заложил автор, Георгий Суворов, гвардии лейтенант Красной Армии, родившийся в 1919 году в с. Абаканском Енисейской губернии, ныне Краснотуранск Красноярского края, погибший в 1944 году под Нарвой. Эти слова начертаны над его могилой.

Они говорят о многом. «Добрый век» – значит, в этот век силы Добра и Света сводили на нет усилия Зла и Тьмы. «Прожили как люди» – то есть жили по правде, согласно нормам человеческого общежития. Но главное: прожили не для себя любимых, а для людей. В этом главный смысл жизни людей коллективистского общества, которое много веков успешно развивается на просторах России и в этом его коренное отличие от людей индивидуалистического общества Западной Европы.

Мы как-то не придаём значению тому грандиозному феномену, что за первых двадцать лет Советской власти удалось вырастить и воспитать исключительное поколение, родившихся в 1918-1926 годах, а также внести и укрепить социалистическое сознание в умы многомиллионного крестьянства.

Также как не обращаем внимание на то, что кадровая армия на 22 июня 1941 года состояла в основном из бойцов рождения 1919 -1921 года. Именно они, коим было по 20-22 года, приняли на себя первый зубодробительный удар армии более сильной, технически оснащённой, обладавшей опытом боевых действий. Они, кто распевал песню «Если завтра война…» и смотревшие пропагандистский фильм с таким же названием, которых обнадёживали: «Что от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней», и поэтому будем воевать «малой кровью и на чужой территории», вынуждены были испытать горечь тяжёлых поражений. Им пришлось воевать «БОЛЬШОЙ КРОВЬЮ И НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ». Они «узнали не по сводкам большого отступления страду» (Ю. Друнина). Представляете, какой силы психологический удар им пришлось выдержать.

И выдержали. Отступали, и зарывались в землю, цепляясь за каждый её клочок и сражались до последнего патрона. До последней гранаты. Со связками гранат бросались под гусеницы фашистских танков. И, словно карающий меч Провидения, бросали горящие самолёты на вражеские колонны. В приграничных сражениях был сорван план молниеносный войны. Приграничные сражения позволили мобилизовать призывников более зрелых возрастов и организовать эвакуацию населения и производственных мощностей за Волгу.

После нападения фашистских сил Западной Европы под руководством нацистской Германии на СССР, как и пелось в песне «Если завтра война…»: «Весь советский народ, как один человек за Советскую Родину встанет…» и встал. За годы войны в действующую армию уже 23 июня 1941 года были мобилизованы призывники 1905-1918 года рождения, 10 августа того же года – родившиеся в 1894-1904 и 1922-1923 годов рождения, позже – 1924-1926 годов рождения, таким образом к концу 1943 года в ней были бойцы от семнадцатилетних до сорокадевятилетних. А ведь в действующую армию ещё шли добровольцы, были части народного ополчения, а на захваченных противником территориях действовали партизанские отряды, диверсионные группы, подпольщики. Все они достойно и с честью сражались за свободу и независимость.

И всё-таки Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в интервью «Комсомольской правде» в честь 25-летия Победы СССР говорил: «Я считаю, что молодёжь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли! С командного пункта я много раз видел, как молодые солдаты поднимались в атаку. Это страшная минута: подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. И они поднимались. Многие из них только-только поняли вкус жизни. Девятнадцать-двадцать лет – лучший возраст в обычной человеческой жизни. Всё впереди… А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергающий пулемётный огонь… Мы, люди старшего поколения, этого не забудем. Важно, чтобы и молодые не забывали».

Так в чём же истоки всенародной жертвенности ради свободы и независимости социалистической Родины? Ведь чуть более четверти века назад Россия также воевала с кайзеровской Германией, но такого размаха патриотических настроений среди рабочих и крестьян не наблюдалось, более того, с первых дней войны участились случаи дезертирства не только из окопов, но и из эшелонов, идущих на фронт. В специальной литературе имеются указания, что к концу той войны на каждые три чина действующей армии приходилось не менее одного дезертира. В годы Великой Отечественной войны было, как говорится в народе, тоже «в семье не без урода», поэтому были и дезертиры, и добровольно сдававшиеся в плен, и переходившие на службу к оккупантам. Но это не было массовым явлением, поэтому о них пусть пишут западники, ибо им бросить комок грязи в историю советского народа «слаще мирра и вина».

Мы же продолжим свои размышления о тех, кто свято исполнял свою священную обязанность и что побуждало их жертвовать своей жизнью ради спасения советского Отечества. Давайте вспомним, что К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали: «… для жизни нужны прежде всего пища и питье, жилище, одежда и еще кое-что». И если в дореволюционной России лишь привилегированные сословия ни в чём себе не отказывали в этих первейших необходимых условиях для жизни, то большинство производительного населения перебивалось с хлеба на квас, ходило в лаптях и домотканой одежде, жили в лачугах или в подвальных помещениях, а кое-что: образование, медпомощь, культура были для них недоступны. Царскому правительству, да и буржуазному Временному не было никакого дела до нужд простого народа, впрочем, как и ныне, после контрреволюционного переворота 1991-93 годов.

А ведь первые декреты Советской власти были проникнуты заботой о трудовом народе, например: Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет о 8-часовом рабочем дне и т.д. К сожалению, интервенция буржуазных демократий совместно с развязавшими гражданскую войну не смирившимися эксплуататорскими сословиями ввергла молодую Советскую республику в братоубийственную битву, а её народ обрекла на голод, холод и другие несчастья.

Но народ верил руководству Советского государства и Коммунистической партии, разгромил и интервентов, и белогвардейцев, залечил раны, нанесённые ими, и приступил к строительству социализма. К средине 30-х годов в стране «жить стало лучше, жить стало веселей», как сказал И.В. Сталин. (Написал это и сразу представил «дитё ХХ съезда» злобно шипящее: «Лучше, веселее жить. Как бы не так. Половина страны сидела, а другая их охраняла». Что ж, «их не вразумишь». У них клиника, и притом не подлежащая излечению. Но как известно, численность населения в СССР в 1939 году была 190.7 миллионов человек, а в заключении, после «Большого террора», по данным В.Н. Земскова, в этом году находилось 2 004 946 человек, чуть больше одного процента, и подавляющее большинство из них вовсе не были безвинными).

Так что И.В. Сталин был прав. Посудите сами: были отменены карточки на продовольственные и промышленные товары, ликвидирована безработица, сотни тысяч людей были переселены из подвальных помещений, введено обязательное начальное образование, создана система здравоохранения и охраны труда, миллионы советских юношей и девушек овладели рабочими техническими специальностями, многие из них потом окончили ССУЗы и ВУЗы, стали командирами производства.

Рабочие, строители, колхозники, техники и инженеры активно трудились на производстве, брали встречные планы и перевыполняли их. Страна действительно стала «страной героев, мечтателей, учёных». «В буднях великих строек, // В весёлом грохоте, в огнях и звонах» рождался новый человек, человек будущего, человек, «который сам, без подсказки властей и без насилия становился носителем новых общественных отношений» (А.А. Зиновьев).

Правительство и Коммунистическая партия заботились о всестороннем гармоничном развитии советского человека, при крупных предприятиях, в микрорайонах городов и в сёлах строились Дворцы культуры и клубы, стадионы и спортивные залы, при них работали всевозможные студии и физкультурные секции и всё это бесплатно. После разгрома троцкистских космополитов-интернационалистов была восстановлена связь времён. Молодёжь воспитывалась на примерах героического прошлого своих народов с древнейших времён. На это была направлена вся литература, кино, радио, театр, музыка, изобразительное искусство.

Рассматривая довоенные годы Советского Союза, нельзя забывать, что общество жило и дышало революционной романтикой. Советские люди, и особенно молодёжь, горели желанием и всё делали для того, чтоб «весь мир насилья» разрушить, подчёркиваю, «МИР НАСИЛЬЯ», но вместе с разрушением строили новый мир, «МИР СВЕТА И ДОБРА». Именно создание «НОВОГО МИРА» было их основной мечтой и задачей, и в этом направлении они работали активно, с огоньком. И когда силы тьмы, мир насилья попытался взять реванш, пошёл войной на мир света и добра, народ поднялся на защиту завоеваний Октября, пошёл «Ломить всей силою,// Всем сердцем, всей душой// За землю нашу милую…»

И, может, поэтому впервые с древнеримских времён музы не молчали, хотя гремело оружие. Советские солдаты жили надеждой на победу над ненавистным врагом и, приближая её, верили в своё светлое будущее и эту веру воплощали в строки поэзии и музыки. Военная поэзия, проза, музыка, и особенно песни, написанные профессиональными поэтами и композиторами, вошли в золотой фонд советской культуры.

Но и в окопах бойцы писали стихи. Многие из них дожили до победы и стали профессиональными поэтами, но многие сложили свои головы, оставив нам по несколько стихотворений. Помним ли их мы? Очевидно, самый известные из них: Павел Коган, погибший в сентябре 1942 года под Новороссийском в 24-летнем возрасте, автор знаменитой «Бригантины», той самой, с которой и ныне «все бродяги света снова подымают паруса». Михаил Кульчицкий, не доживший до 24 лет, погибший в Ворошиловградской области в январе 1943 года, выразивший в конце одного из последних стихотворений заветную мечту всех красноармейцев: «Не до ордена. Была бы Родина с ежедневными Бородино». Ему также принадлежат строки, которые должны стать девизом каждого молодого человека на всю жизнь: «Самое страшное в мире — это быть успокоенным». Николай Майоров, погибший в 22 года на Смоленщине в феврале 1942 года, оставивший нам замечательное стихотворение «Мы», поэтический портрет своего героического поколения и величественный памятник ему, где есть такие строки: «Мы были высоки, русоволосы.// Вы в книгах прочитаете, как миф,// о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы». Да пусть в их стихах, как признавал Н. Майоров: «не точны слова, и слог тяжёл, и выраженья грубы!», но «они в плоть одели слово «человек!»

К этой плеяде принадлежит и наш земляк Георгий Кузьмич Суворов. Жизнь его не баловала. Они вместе с сестрой рано остались без родителей, воспитывались в детском доме, затем учились в педагогическом училище. Георгий, чтобы дать возможность сестре продолжать учёбу, перевёлся на заочное отделение, стал работать в школе. Уже тогда он увлекался фольклором, писал стихи. После окончания педучилища поступил в Красноярский педагогический институт. Интересно, помнят ли о своём бывшем студенте ныне в этом учебном заведении? В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. С конца сентября 1941 года на фронте, в бою под Ельней был ранен в грудь осколком, застрявшим между рёбрами, который сам вытащил и продолжал бой. Позже он напишет: «Коль любишь жизнь — Борись за жизнь!»

После лечения в госпитале был направлен на Ленинградский фронт, поработав немного в дивизионной газете, добился перевода во взвод противотанковых ружей его командиром. Всё время писал стихи, которые печатались в журналах «Звезда» и «Ленинград», в дивизионной газете. Его стихи искренние, светлые, глубоко патриотичные, часто посвящённые товарищам по окопу находили живой отклик у бойцов, которые переписывали их и передавали друг другу. Строки его стихов выражали то, что они знали, чем жили и о чём думали: «Мы твердо знали. Да. Мы знали точно —//Победу нам дает лишь кровь и боль», или «Вперёд на запад!// Дерзкая мечта…// Я знаю нас никто не остановит.// Целуют землю русскую уста,// Отбитую ценой солдатской крови». Поэт хорошо знал окопную правду и стремился выразить её в поэтической форме. В стихотворении, посвящённом М. Романовой: «Сочилась кровь, и свет бежал из глаз…», описывает страдания, муки, волю к жизни тяжело раненного бойца, утрачивающего надежду на спасение «Но вдруг на грудь твою сошла заря,// Весенней белой яблоней горя.// В твои глаза два синие цветка// Вдруг посмотрели. О! как жизнь сладка!// И девушка, кладя в карман бинты,// Тебе сказала: Жить! Жить будешь ты!» Один маленький эпизод фронтовой жизни, но как о многом говорит он. А сколько за годы войны девушки, рискуя своей жизни, спасли жизни бойцов.

Г. Суворов в своих стихах восхищался красноармейцам и их командирами, по воспоминаниям современников он был рождён для воинской службы, было в нём что-то от Андрея Болконского, и не случайно одно из лучших его стихотворение «Полковнику Путилову». Приведу из него две первых строфы: «Есть в русском офицере обаянье.// Увидишься — и ты готов за ним// На самое большое испытанье// Идти сквозь бурю, сквозь огонь и дым.// Он как отец, — и нет для нас дороже// Людей на этом боевом пути.// Он потому нам дорог, что он может// Ведя на смерть, от смерти увести». Это очень ценное качество командира: выполнить поставленную задачу и сохранить бойцов.

Окопным стихотворениям Г. Суворова давал высокую оценку известный советский поэт Н.С. Тихонов, бывший в то время начальником оперативной группы писателей при политуправлении Ленинградского фронта.

Георгий Суворов искренне любил своё социалистическое Отечество, но, где бы он ни был, всегда с нежностью и благодарностью вспоминал и писал стихи о суровой природе Сибири, енисейских просторах и величественных саянских хребтах, мечтал возвратится после войны в родные места. Но, как писал он «Мой милый друг, а всё-таки как быстро,// Как быстро наше время протекло». Сколько молодых, талантливых, искренне верящих в идеи коммунизма полегло на полях сражений, как их нам не хватало все эти годы, мы пред ними в неоплатном долгу, к тому же на нас лежит тяжесть огромной вины, позволившим авантюристам и проходимцам ввергнуть и нас, и потомков в ад глобалистского колониального рабства. Уверен: «Но настанет пора и проснется народ,// Разогнет он могучую спину…» и сбросит феодально-капиталистическое иго.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, май 2020 г.

Читайте также

«Русский лад» организовал открытый конкурс чтецов в Магадане «Русский лад» организовал открытый конкурс чтецов в Магадане
В начале апреля Магаданское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Русский Лад» провело в МОГАПОУ «Колледж сервиса и технологий» ежегодный открытый конкурс чтецов. Исходя из тог...
18 апреля 2024
В Ставрополе состоялся краевой финал фестиваля-конкурса «Русский Лад -2024» В Ставрополе состоялся краевой финал фестиваля-конкурса «Русский Лад -2024»
В помещении Ставропольского крайкома КПРФ состоялся краевой финал всероссийского конкурса «Русский Лад». ...
18 апреля 2024