Народный календарь Приангарья в школьной программе

Народный календарь Приангарья в школьной программе

В создании гармоничной личности большую роль играет её способность к самоопределению в культуре своего народа, своей большой и малой родины. Поэтому особого внимания требует вопрос, связанный с формированием и сохранением связей современного человека с национальной культурой. Ввиду этого нужно отметить, что глубинная преемственность культурных традиций возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями.

По этой причине создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено на этапах его обучения в школе. Именно эту цель преследует возможность изучения народного календаря. Народный календарь как форма организации бытовой, хозяйственной, земледельческой жизни человека на протяжении всего года представляет собой явление синкретическое, включающее в себя как более ранние языческие традиции, так и более поздние церковные, оно является важной частью национальной культуры. Освоение составляющих народного календаря позволяет получить представление не только о народной культуре России в целом, но и о традиционной культуре малой родины, так как на огромных пространствах России праздники и традиции имеют свои отличия в зависимости от региона бытования.

Нужно отметить, что изучение устного народного творчества на уроках литературы в средней школе призвано познакомить учащихся с русским фольклором, однако уроки литературы в большинстве своём включают в себя ознакомление лишь с внеобрядовым фольклором, в частности, с таким его жанром, как сказка. Между тем русский фольклор включает в себя обрядовый компонент, который наиболее полно раскрывается в таком явлении, как народный календарь. Представление же о быте и культуре народа невозможно без знания основных составляющих народного календаря, а именно: праздников, обычаев, традиций и календарного фольклора. Поэтому, как представляется, изучение народного календаря имеет место в школьной программе в качестве факультативного курса, направленного на расширение кругозора учащихся, на формирование системных представлений о культуре России, её связи с историей, об особенностях культуры родного края.

На данном этапе происходит разработка учебной программы факультативного курса по дисциплине, получившей название «Мир народного календаря Приангарского края», а также материалов для проведения констатирующего и контрольного экспериментов. Программа рассчитана на учащихся среднего звена (пятые классы). Продолжительность обучения – один год. Календарно-тематическое планирование включает в себя пять разделов: первый раздел является вводным, он посвящён знакомству с основными понятиями курса, остальные четыре раздела соотносятся со временами года и представляют собой тематические блоки, связанные с годовыми праздниками, традициями и фольклором.

Практическим материалом для создания данного курса стали сведения о календаре Приангарского края, полученные в результате многолетних фольклорно-этнографических экспедиций, в ходе которых были исследованы деревни и сёла Иркутской, Читинской областей, Красноярского края, Республик Бурятия, Саха (Якутия). Конечным продуктом, в котором отразились итоги проведённых экспедиций, стал двадцатитомный «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» иркутского филолога и фольклориста Г. В. Афанасьевой-Медведевой. Данный словарь позволил сохранить всё своеобразие традиционной культуры и языка населения Сибири, в том числе и народный календарь как одну из сложнейших и интереснейших форм организации человеческой жизни на протяжении всего года. В основу разработанного факультативного курса вошли необходимые данные из указанного словаря, а также фольклорный материал из личного архива Г. В. Афанасьевой-Медведевой. Все фольклорные данные были подвергнуты комплексному анализу и структурированию.

Цель данной учебной программы заключается в приобщении детей к национальным ценностям и традициям.

Задачи факультативного курса состоят в следующем:

-                    познакомить учащихся с народным календарём, с особым восприятием времён года русским народом, с символикой и атрибутикой народных обрядов, с национальными традициями России и региональными особенностями народных обычаев;

-                    сформировать целостные представления о месте и значении традиционной культуры России в целом и Приангарья в частности;

-                    развить интерес к народным традициям и календарному фольклору;

-                    прививать чувство любви к родине (России, родному краю, природе, традициям);

-                    облегчить восприятие и понимание фольклорных мотивов и образов в русской литературе;

-                    развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.

Содержание программы факультативного курса «Мир народного календаря Приангарского края» сводится к раскрытию духовно-нравственной культуры русского народа в целом и русских старожилов Приангарья в частности. Обучение строится на изучении истории праздников, содержания и смысла праздничных традиций, обрядов и жанров как календарного фольклора (заговор, календарные песни, приговор, приметы, поговорки), так и внеобрядового фольклора, который определённым образом относится к тому или иному празднику (быличка, легенда).

Для иллюстрации представленных выше описаний программы факультатива были разработаны практические материалы к освоению некоторых тем.

Наиболее сложными в организационном плане занятиями являются занятия по проведению мероприятия, посвящённого календарному празднику. За год обучения планируется провести три таких мероприятия на следующие темы:

«Большие праздники января: Святки (6.01), Рождество (7.01)» (подготовка и проведение святочных гаданий, исполнение рождественских песен, колядование);

«Пасха – Христов день!» (разыгрывание волочебного обряда, исполнение пасхальных песен, организация пасхальных игр);

«Пришла весна – отворяй ворота!». Праздники встречи весны: Василий-капельник (13.03), Авдокея-каплюжница (14.03), Жаворонки (22.03)» (конкурс примет и поговорок, изготовление жаворонков, исполнение закличек, проведение весенних игр).

Так, для реализации праздника встречи весны был разработан подробный план проведения мероприятия и подобран тематический материал. Среди этапов проведения праздничного мероприятия особое место занимают те из них, в которых наиболее ярко демонстрируется фольклорный материал, отражающий особенности бытования тех или иных традиций на территории Приангарья. К таким этапам относится, например, музыкальный номер (исполнение закличек). Пение весенних песен представляет собой театрализованную сценку. Заклички, предлагаемые для исполнения, были записаны в деревне Обхой Качугского района и в деревне Верхне-Калинина Катангского района Иркутской области.

Кроме организации мероприятий, в курсе изучения народного календаря Приангарья имеются отдельные занятия, посвящённые рассмотрению жанров фольклора. Одним из таких занятий является урок по изучению былички. Знакомство с данным жанром происходит в контексте изучения праздников июля (Аграфена-купальщица (6.07) и Иван Купала (7.07), что объясняется распространённостью бытования рассказов о нечистой силе, приуроченных именно к этим летним праздникам. В свою очередь возникновение быличек о купальской ночи обусловлено народными представлениями об активизации мифологических, сверхъестественных существ именно в этот календарный период.

Тема занятия звучит следующим образом: «Быличка – это быль или небыль? Купальские былички о нечистой силе».

Цели занятия: ознакомление учащихся с жанровыми особенностями былички, с характерными для неё персонажами, знакомство с отражёнными в быличках мифологическими представлениями человека; воспитание уважения к культуре своего народа.

Выделение жанровых особенностей происходит в ситуации сопоставления, выявления тех признаков, которые отличают быличку от уже знакомых жанров несказочной прозы. Для этого учащимся предлагаются тексты быличек, собранные в Приангарском крае и посвящённые празднику Ивана Купалы. Былички о встрече человека с русалкой и ведьмой были записаны в сёлах Шерагул и Усть-Кульск Тулунского района Иркутской области.

Итогом работы учителя и учеников должны стать выявленные жанровые особенности былички:

1) рассказчик в быличке либо очевидец событий, либо человек, рассказывающий историю, случившуюся с его знакомым;

2) быличка повествует о встрече человека с потусторонней, нечистой силой, которая представляет угрозу и опасность для его жизни;

3) сверхъестественное и мистическое подаётся в быличке как реально произошедшее (установка на достоверность, реальность описываемых событий);

4) целью рассказывания былички является желание вызвать страх у слушателей, а также укрепить веру в достоверность сверхъестественного события.

Далее на основе сообщений о сверхъестественных персонажах былички составляется таблица «Тематические группы быличек».

Заключительным этапом занятия, который имеет целью закрепить полученные знания, является творческое задание, заключающееся в том, что учитель просит учеников сочинить собственную небольшую быличку. Учитель акцентирует внимание детей на том, что при написании следует учитывать выделенные на уроке жанровые особенности и тематические группы быличек. В конце урока сочинённые учениками былички зачитываются перед классом.

Итак, в данной статье была обусловлена возможность изучения народного календаря Приангарского края в школе. Данные о праздниках, традициях, обрядах Приангарья, а также фольклорные тексты, собранные в фольклорно-этнографических экспедициях (заговоры, приговоры, гадания, песни, легенды, былички и др.) были внесены в программу факультативного курса.

Предполагается, что изучение народного календаря Приангарского края внесёт вклад в формирование у школьников уважительного отношения к традициям предков, гражданских чувств и любви к родине и родному краю.

Людмила ТЕПЛЯКОВА, магистрантка Иркутского государственного университета

Доклад на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы». Иркутск, 21 апреля 2019 г.

Читайте также

Памяти генерала-патриота Памяти генерала-патриота
26 апреля 1934 года в г. Свердловске родился Владимир Петрович Ткаченко. На его детские годы выпали все тяготы и невзгоды страшных лет Великой Отечественной войны советского народа с фашизмом 1941–194...
26 апреля 2024
Ляльник Русского Лада Ляльник Русского Лада
22 апреля - день рождения Владимира Ильича Ленина. Жизнь нашего вождя изменила к лучшему не только Россию, но и весь мир....
26 апреля 2024
Рязань. Наша Лениниана Рязань. Наша Лениниана
Памятник В.И. Ленину (в его нынешнем виде) работы скульптора М. Манизера был установлен в 1957 году в центре Рязани. После прихода к власти в СССР так называемых «демократов» в 1991 году судьба п...
26 апреля 2024