Ярославль. «По краю экрана» с Геннадием Ершовым: альтернативный СССР и новая индустриальная эстетика

Ярославль. «По краю экрана» с Геннадием Ершовым: альтернативный СССР и новая индустриальная эстетика

24 марта, в воскресенье, в конференц-зале Ярославского обкома КПРФ региональное отделение Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в содружестве с Обществом Читателей Письма провели одиннадцатую встречу авторского Киноклуба режиссёра Геннадия Ершова «По краю экрана».

Перед зрителями выступил специальный  гость киноклуба, известный  историк, киновед и писатель Андрей Васильченко, обозначивший тему этой встречи: «Альтернативный СССР и новая индустриальная эстетика».

Андрей Вячеславович рассказал о культурном проекте «Евразийская плита», нереализованном 10 лет назад в Ярославле, в котором должны были принять участие около двух десятков художников из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов нашей страны.

- Это должна была быть неделя современного искусства, целью которой было показать, что оно понятно и актуально сейчас, – рассказал Андрей Вячеславович. – Многие известные современные фотографы, живописцы и режиссеры дали согласие на участие в этом интересном проекте, были и спонсоры. Но, к сожалению, он не был реализован под предлогом того, что у чиновников не нашлось площадки для его проведения.

В этом контексте зрителям были представлены пять короткометражных фильмов, которые планировались к показу на так и не состоявшейся в 2014 году в Ярославле неделе современного искусства. Это работы Сергея Сонина и Елены Самородовой, современных мультимедийных художников, основателей товарищества «Свинец и Кобальт»: фильм «Стратегическое наследство», «Приют для снайпера», «Египетская стая» и «Гоголь. Рим. Из первого в третий», а также футурологический фильм о Москве будущего современного российского художника Алексея Гинтовта.

Фильм «Стратегическое наследство», о котором хочется рассказать подробнее, был создан в 2013 году: это своеобразная метафизика рождения ракетного двигателя в НПО «Энергомаш», уникальный материал, большая часть которого долгое время была укрыта от глаз широкой публики под грифом «секретно». Двигатель и сам процесс его производства по воле авторов превращаются в фильме в таинственный, завораживающий и почти сакральный ритуал с литургическим звучанием. 

- Искусственный интеллект, как мы все видим сейчас, рискует подменить человека, быть не вместе с ним, а вместо него, – отметил Андрей Вячеславович, предваряя просмотр фильма. – Технологии дружелюбны человеку только в условиях обобществленной экономики, о чем в фильме не сказано прямо, но подразумевается. Здесь мы видим, как из ржавых стен в итоге выходит настоящая космическая мощь.

Геннадий Леонидович, подводя итог в заключение встречи, отметил, что в разрезе представленной темы – советского индустриального модерна, возникает тема антимодерна. 

- Учитывая крах советского строя и тот исторический зигзаг, который сделало наше общество, хотелось бы подумать на тему – а что же мешало советскому модерну и его уверенному движению вперед? – задал вопрос Геннадий Леонидович. 

По мнению кинорежиссера, возникающую тему антимодерна можно увидеть, оттолкнувшись от эпизода из кинофильма Василия Шукшина «Печки-лавочки», если воспринимать его как некую метафору. Помните разговор в купе, где Георгий Бурков, сыгравший поездного вора,  говорит о «системе игрек»: о поездах будущего на воздушной подушке – поднялись и опустились?

- Можно сказать, что метафорически здесь речь идет об исторической судьбе советского проекта: «поднялись» и «опустились», – отметил Геннадий Леонидович. – Это состояние некой подвешенности в позднесоветский период, когда решался исход схватки модерна и антимодерна, которые представляли определенные общественные силы. Слова про железнодорожный состав, который поднимается в воздух и без мостов преодолевает преграды, вложены в уста проходимца и уголовника. Поэтому и технологический рывок, к которому стремилось Советское государство, предстает здесь в сниженно-пародийном контексте. 

В свою очередь, по словам кинорежиссера, у текста этого эпизода есть источник – железнодорожный состав, поднимающийся в воздух, взят из поэмы Александра Твардовского «За далью даль», в которой рассказывается о путешествии в пространстве как о метафорическом путешествии в историческом времени.

Председатель ЯРО ВСД «Русский Лад» Алексей Филиппов поблагодарил всех участников вечера и пригласил на предстоящую встречу, которая состоится уже в апреле.

Наталия ТЕРГАУШЕВА, заместитель председателя ЯРО ВСД «Русский Лад»

Читайте также

«Слышишь, время гудит – БАМ!» «Слышишь, время гудит – БАМ!»
50 лет назад, в апреле 1974 года, Байкало-Амурскую магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сюда хлынули тысячи комсомольцев, они считались основной рабочей силой. Именно поэтому...
27 апреля 2024
Лениниана. Томск Лениниана. Томск
Главный памятник Владимиру Ильичу Ленину в г. Томске, сохранившийся по сей день, установили на площади Базарной в 1959 году. ...
27 апреля 2024
"Русский лад" поздравляет с юбилеем Селикова Фёдора Трофимовича "Русский лад" поздравляет с юбилеем Селикова Фёдора Трофимовича
Поздравляем с 85-летним юбилеем участника хора «За околицей» имени М.М. Романова творческого клуба «Любимовка» Селикова Фёдора Трофимовича! ...
27 апреля 2024